Круглый стол «Финансовые модели развития яхтенной инфраструктуры»

Опубликовано: 13.08.2018

13 августа в конференц-холле Петропавловской крепости в рамках «Балтийской яхтенной недели 2018» состоялась деловая конференция «300 лет яхтингу в России». На первом круглом столе «Финансовые модели развития яхтенной инфраструктуры» эксперты обсудили возможные пути привлечения инвестиций и актуальные форматы государственно-частного партнерства для парусной отрасли Петербурга.

Как отметила Нана Гвичия, заместитель Председателя Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга, у города есть возможности и опыт в целевой поддержке того или иного направления. К примеру, когда стало понятно, что в Петербурге необходимо развивать гостиничную инфраструктуру, целевыми комитетами были разработаны привлекательные правила и условия работы для инвесторов, и дело пошло более быстрыми темпами. В яхтенной сфере может быть то же самое. Но для этого необходимо понять причины стагнации, которые существует на этом рынке, и сформулировать пути их преодоления. Именно для этого Комитетом по развитию туризма была заказана концепция развития яхтенного туризма в городе. Сергей Ковалев, доцент Санкт-Петербургского государственного экономического университета, который будет заниматься разработкой концепции, рассказал о том, на каких моментах будет акцентировано внимание в этой работе. Господин Ковалев считает, что марины и яхт-клубы не обязательно должны окупаться сами по себе. Их главная задача – привести к отраслевой и региональной окупаемости, спровоцировать развитие бизнеса (строительство гостиниц, судостроение и пр.). Именно поэтому наиболее эффективный инструмент – это концессионное соглашение. От государства в данном случае требуются первые вложения и административный ресурс, а именно преодоление юридических барьеров, таких как визовый режим для иностранных судов. Эксперт приводит в пример опыт Турции, где для усиления яхтенной отрасли марины начали строить за государственный счет, а также отменили визовый режим для въезда иностранных судов. По словам эксперта, сейчас Турция зарабатывает на яхтинге более 20 млрд долларов в год.

Помимо государственной поддержки, для усиления яхтенной инфраструктуры Петербурга необходимо привлечение в отрасль бизнеса. Однако здесь важно соблюсти не только интересы инвестора, но и не забывать про социальную составляющую,  - замечает Сергей Алексеев, президент «Санкт-Петербургского парусного союза», председатель президиума Всероссийской Федерации парусного спорта, выступающий модератором круглого стола: «Не должно получиться так, что девелоперы начнут вытеснять яхтсменов с их территории в погоне за более высокой прибыльностью», - предупредил эксперт.

Денис Качкин, управляющий партнер адвокатского бюро «Качкин и Партнеры» считает, что государственно-частное партнерство в яхтенной сфере для Петербурга – вполне реалистичный путь развития. Главная задача – найти точки соприкосновения в проектах таким образом, чтобы это было интересно и городу, и бизнесу. При этом город должен взять на себя административные риски, а бизнес – заняться управлением и планированием, в чем и имеет более высокие компетенции. Например, город может выступать соинвестором инфраструктурных проектов или выделять на их развитие земельные участки с тем, чтобы в дальнейшем они вышли на самоокупаемость. Это возможно, если объединить инфраструктурные объекты с жильем или другими коммерческими форматами недвижимости.

С экспертом согласился Юрий Ильинский, заместитель директора СПБ ГБУ «Управление инвестиций» по проектам государственно-частного партнерства. «В Петербурге много инвесторов, которые могут заинтересоваться этой темой. Для города же будет более понятно, если инвестор подготовит концепцию с хорошо выверенной экономической составляющей. В таком случае мы сможем рассмотреть эту концепцию и дать свое заключение по возможному партнерству», - говорит он. По мнению господина Ильинского, экономически эффективные проекты с учетом короткого навигационного периода в Петербурге, возможны только при условии комплексного, а не только целевого развития марин. То есть создания на их базе туристической инфраструктуры, которая будет иметь спрос круглогодично.

Николай Гришин, главный инженер архитектурного бюро «Горпроект» также считает, что яхтенная инфраструктура при грамотном подходе к ее созданию может не только окупаться и приносить доход, но и стать знаковой точкой роста в туристической и инвестиционной привлекательности города. В частности, такой точкой роста может быть крупная марина, на базе которой формируется целая «деревня». Помимо яхтенной инфраструктуры, здесь строятся гостиницы, рестораны и прочая туристическая инфраструктура, регулярно проводятся различные мероприятия: фестивали, ярмарки и пр. Самым успешным подобным примером является Монако, где на намывных территориях был построен целый яхтенный городок, на котором нашлось место для стадиона, жилья, парков и даже цирка и вертодрома. Марина стала визитной карточкой города-государства, а стоимость жилья, аренды и услуг в этой локации выросли в разы.

В то же время Борис Вишневский, заместитель председателя комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и имущественным вопросам Законодательного Собрания Санкт-Петербурга также считает, что во многом решение этой задачи город должен взять на себя: «Должна существовать городская программа, в которой развитие яхтенной инфраструктуры – это вопрос, рассматриваемый в рамках перспектив развития города в целом».

Владимир Логинов, командор Санкт-Петербургского парусного клуба привел в пример опыт в области государственной поддержки яхтенного спорта в соседних странах. Например, у хельсинкского яхт-клуба HSK стоимость аренды земли составляет 14 центов в год. Эта льгота помогает им накапливать средства и вкладывать их в развитие клуба. Результат такой государственной политики налицо: в Финляндии при 5-миллионном населении существует 400 тысяч яхт и катеров. Петербургские яхт-клубы несут большие расходы на аренду земли, что не позволяет им развиваться желаемыми темпами.

Эксперты также пришли к единому мнению о том, что для усиления яхтенной отрасли в Петербурге необходим комплексный подход и консолидация существующих усилий. Татьяна Чекалова, ответственный секретарь Морского совета при правительстве Санкт-Петербурга предложила для решения этой задачи создать секцию по яхтенному спорту в рамках Морского совета. Курировать эту работу мог бы Сергей Алексеев, являющийся президентом Санкт-Петербургского парусного союза, - предложила госпожа Чекалова. Владимир Любомиров, командор Яхт-клуба Санкт-Петербурга подчеркнул необходимость сотрудничества с Ленинградской областью для решения задачи привлечения в Петербург иностранных яхтсменов со стороны соседних государств. В противном случае, источником въездного яхтенного туризма для Петербурга может быть только Москва, - считает он. Андрей  Лаппо, генеральный директор института аква-территориального планирования «ЕРМАК Северо-Запад», также считает, что развивать яхтенное направление без плотного взаимодействия с органами власти и правительством Ленинградской области, невозможно. «Причина низкого потока яхтенного туризма в Петербурге – это слабая развитость инфраструктуры, начиная от отсутствия пунктов пропуска на финско-эстонской границе и заканчивая ситуацией с визовым режимом. Для того чтобы иметь пропускную способность на уровне Таллинна или Хельсинки (10 тысяч яхт в год), необходимо чтобы пропускные пункты на границе в пиковые дни были готовы к прохождению 150-200 яхт в одну и другую сторону. Кроме того, необходимы промежуточные марины, поскольку расстояние между границей и городом очень большое для яхтенных туристов. Их должно быть минимум по три на каждом берегу Финского залива».

Эксперты подытожили, что уже сейчас яхтенная отрасль в Петербурге развивается намного более активно, чем 10 лет назад. Те стройки, которые начаты за последнее время, в ближайшее пятилетие увеличат количество стоянок для яхт в 2 раза. В политике городской администрации яхтинг занимает одну из приоритетных позиций в области развития туризма, город принимает у себя крупные международные соревнования, в сегмент пришли крупные инвесторы. Однако налицо и ряд крупных инфраструктурных проблем. Одним из ключевых факторов их преодоления является формирование единой программы развития отрасли, в рамках которой будут консолидированы и систематизированы существующие усилия.